Ивана Купала, пожалуй, самый загадочный из всех украинских народных праздников. Его история окутана пеленой таинственных легенд, давних поверий и безудержных страстей. Наши предки-язычники славили Купалу в день летнего солнцестояния, 24 июня, (считалось, что в этот день завершается правление весеннего солнца Ярилы и рождается летнее солнце – Купала – бог плодородия), а точнее – в самую кроткую ночь в году. В христианстве день солнцестояния совпадает с днём рождения Иоанна Крестителя, потому после крещения Руси праздник получил то название, под которым нам всем он известен и ныне, а вот Купальские обряды поклонения воде, огню и травам, как ни странно, остались прежними.

К праздничной ночи готовились с вечера: девушки плели венки, парни собирали хворост и устанавливали купайлицу – вербовую ветвь, которую девушки должны были украсить цве-тами и лентами. Главными героями праздника являлись Марена и Купала, роль которых вы-полняли заранее изготовленные чучела (в некоторых районах Украины – также вербовые ветви). Это очень многогранные и противоречивые символы. Купала был богом плодородия, Марена — богиней упадка, болезней и смерти, но в Купальскую ночь она выступала скорее предвестницей скорого сбора урожая; Купала олицетворял огонь, Марена – воду. В самую короткую ночь символизируемое ими женское и мужское начало объединялись в священном союзе.

Потому между чучелами устанавливали свадебную купайлицу, водили вокруг них хороводы, пели песни, сватали Купала и Марену, а затем — венчали. После же чучела разрывали на мел-кие части, топили в реке или сжигали в ритуальном костре. Девушки гадали на венках, пус-кая их по реке. Парни же, олицетворявшие огонь должны были войти в женскую стихию и достать из реки венки. Как правило, влюблённые заранее об этом договаривались, и девушки делали венок узнаваемым для любимого. Затем парни прыгали через купальский костёр – свою стихию, символ огня земного и небесного; сначала сами, затем в паре с девушками, чьи венки достали. Влюблённые крепко держались за руки, и считалось, что судьба их будет счастливой, если не разнимут они рук над костром.

В некоторых областях Украины девушки наоборот прятали венки, а затем гадали, пуская их по воде, так как считалось плохим знаком, если парень найдёт венок. Парни спускали с горы огненное колесо – символ солнцестояния, а когда забавы стихали, то зажигали свечи и пус-кали их по реке в корзинках и на венках – так славили предков. Ивана Купала – праздник по-клонения не только воде и огню, но и травам, которые в эту ночь по поверьям обладали осо-бенной целительной силой. И пока не взошло солнце, женщины шли собирать чудотворные травы, тайком, чтобы не быть никем замеченными.

Существует легенда о цветке папоротника, который распускается лишь раз в году – в ку-пальскую ночь. Тому, кто найдёт его, пророчили удачу во всех делах, несметные богатства и способность понимать любой язык. Добыть цветок было нелегко, так как охраняют его от людей нечистые силы. Но отчаиваться не стоит, потому что на самом деле папоротник, увы, не цветёт. В Карпатах же существует другая легенда – о червоной руте – желтом цветке, ко-торый в купальскую ночь на несколько мгновений становится красным. Девушке, нашедшей его, должно было повезти в любви.

На Ивана Купала не принято было спать, так как считалось, что вместе с добрыми силами в эту ночь по земле блуждают силы тёмные. Чтобы защититься от нечисти, ёще за несколько дней до праздника хозяева разбрасывали вдоль забора листья лопуха, на пороге клали нож, возле окон – осиновые иголки, а девушки в праздничную ночь носили за поясом связку чес-нока. Ивана Купала – праздник, вобравший в себя всё многообразие древних верований, страхов и истин, а купальские обряды дарят возможность очиститься чудотворной энергией огня и воды, слиться с природой и поверить в чудо.

автор статьи Metally Smith

Понравился сайт? Подпишись на обновления!

Оставить комментарий